Когда глядишь в телевизор, кажется, что противоречия между торговыми сетями и производителями решаются молниеносно, с помощью одного визита премьер-министра в супермаркет. «Большая наценка», - хмурился совсем недавно Путин, рассматривая ценники в «Перекрестке». «Уменьшим», - обещал менеджер.
За кадром осталась почти трехлетняя изнурительная борьба лоббистов интересов производителей и продавцов. Проект закона много раз переписывался в зависимости от того, какая сторона в тот или иной момент одолевала, так что от первоначального варианта почти ничего не осталось.
Торговые наценки. Предельные торговые наценки - это не социалистическая «заморозка» цен, а нормальная практика развитого регулирования торговли. В ряде стран Европы есть предельные торговые наценки, а в США ретейлер обязан еще и отдавать 30% от наценки на продовольственные товары фермеру. Причем в некоторых американских штатах - в Нью-Йорке и в Новой Англии - предельная торговая надбавка, к примеру, на молоко не может превышать 11%.
Задача нашего правительства была в том, чтобы, с одной стороны, позволить ретейлерам получать достаточную прибыль для выживания, развития и конкуренции с западными сетями, а с другой - создать условия для того, чтобы рост сетей шел не за счет развития производителей. Это касается не только кошелька граждан, но и судьбы всей экономики - стимулов для импортозамещения, развития села.
Более чем 100-процентные торговые наценки на ряд товаров - это дикость. Но в обмен на ограничения, вероятно, можно было бы предложить ретейлерам налоговые послабления в случае инвестирования средств в развитие сетей. Западные правительства прямо называют целью такого регулирования «справедливое распределение прибыли по цепочке». Однако у нас проектом закона такая мера не предусмотрена.
Доля рынка. Компании с оборотом более 1 млрд рублей не смогут занимать более 25% рынка ни в городе, ни даже в муниципальном районе. По замыслу Федеральной антимонопольной службы это должно способствовать честной конкуренции, а следовательно - снижению цен. Это правильно. Но у нас региональные власти часто контролируют местные торговые сети и препятствуют приходу конкурентов-федералов. Тем более что официальной методики определения доли той или иной компании на рынке нет, а значит, будут злоупотребления.
В итоге конкуренция может даже снижаться, а цены - расти. При цифре в 25% в Санкт-Петербурге и Самаре, например, в ближайшее время не сможет открыться ни один новый «Перекресток» или «Пятерочка». То есть на крупный ретейл все равно «наехали», но без выгоды для потребителя и производителя.
Кроме того, федеральные сети не смогут войти в небольшие города, где, открыв даже один магазин, наверняка нарушат закон. На ранних этапах разработки закона обсуждались более разумные уровни ограничения - 35 и даже 50%.
Бонусы. Закон запретит сетям взимать с производителей любые виды бонусов, кроме как за объем проданных товаров. И это - самое лучшее в законе. Сегодня с производителей берут «плату за вход», то есть просто за сам факт, что сети соглашаются продавать их товар, и за выгодное место на полке. В результате выигрывают те, кто может больше заплатить, часто экономя на качестве товара.
К тому же продавец в этом случае заинтересован не столько в получении прибыли от продажи наилучших товаров, сколько в прямых деньгах от поставщиков. От отмены бонусов покупатель выиграет.
Но участники рынка уверены, что ко второму и третьему чтению в Госдуме лоббисты сетей попробуют все-таки отредактировать эти статьи и бонусы останутся. Если это произойдет, покупатель от принятия закона не выиграет вообще ничего. Сейчас цены на продукты в России растут значительно быстрее, чем в Европе, и эта тенденция сохранится.